Как справиться с тревогой самим и помочь ребёнку в ситуации пандемии.

Консультация для родителей.

Тревогу человек испытывает тогда, когда не знает, чего ждать, волнуется о будущем и думает, что что-то вот-вот произойдет. Страх потерять контроль над ситуацией и не справиться с ней - основная причина тревожности.

Как самим справиться с тревогой? Рекомендации для родителей.

  • Начать можно с того, чтобы разрешить себе тревожиться. Для тревоги есть основания, жизнь меняется, требуется адаптация к ситуации, масштаб которой трудно понять. Поэтому начните с того, что перестаньте упрекать себя за тревогу и стремиться от нее избавиться.
  • Важно снизить поток информации – выбрать один-два источника информации, которым вы доверяете и, например, утром и вечером, выделить время для просмотра новостей, но не делать это постоянно.
  • Для снижения тревожности можно попытаться, восстановить и удерживать контроль над теми сферами жизни, которые зависят от человека.
  • Планировать свои действия на ближайшее будущее – день, два, на неделю вперёд.
  • Стоит занять себя продуктивной деятельностью – домашними делами, хобби, физической активностью, творчеством.
  • Ещё один способ — вспомнить что раньше из жизненного опыта помогало справиться, пережить сложности. Можно ли сейчас применить те ресурсы, которые были у Вас для совладания с трудностями в прошлом?

Совершенно обосновано беспокойство родителей о том, как текущая ситуация с пандемией и ее последствиями может повлиять на детей.

Насколько подробно они должны знать, что происходит? Как вести себя, если ребенок задает неожиданно сложные вопросы.

Как говорить с детьми о пандемии, чтобы снизить их тревожность.

Часто родители стремятся избегать разговоров на подобные непростые темы, но это делает детей уязвимыми к информации извне.

Поэтому прямой разговор с родителями и возможность задать вопросы помогут детям успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

1.Подготовьтесь сами.

Беспокоиться из-за сложностей, с которыми сталкиваетесь вы и ваши близкие во время пандемии — естественно. Однако дети чувствуют себя ответственными за беспокойство родителей, поэтому слишком сильная тревога взрослых может их еще больше взволновать. Если вы понимаете, что слишком сильно напряжены, то лучше отложить этот разговор для более подходящего момента.

2. Постарайтесь понять, что ребенок уже знает.

Зачастую дети знают гораздо больше, чем мы думаем: обрывок разговора взрослых или рассказы других детей — вот настоящие детские медиа. Начните с вопроса: «Что ты знаешь об этом?» Внимательно выслушайте, помогите восполнить необходимую информацию и ответьте на вопросы, если вам их зададут.

3. Говорите так, чтобы ребёнок вас понял.

Крайне важно говорить с детьми на понятном им языке. Ключевые слова сегодня: «вирус», «карантин», «гигиена», понятные взрослым, наверняка нуждаются в уточнении, когда мы их используем в разговоре с детьми. Старайтесь говорить наглядно, приводите конкретные примеры — так выше вероятность, что ребенок вас поймет.

4. Постарайтесь успокоить своего ребёнка.

Иногда дети чувствуют себя ответственными за то, что не зависит от них. Четкий план взрослых помогает понять, что родители справляются с ситуацией. Говорите прямо и спокойно, расскажите, что вы будете делать и как будет устроена жизнь вашей семьи в ближайшее время. Ясность — лучшее лекарство от тревоги.

5.Уделите внимание, поговорите с ребёнком о его чувствах.

Разумеется, детям нужна помощь в том, чтобы справиться с тревогой и страхами. Однако путь к душевному равновесию лежит не через простые ответы и отвлечение от неприятных мыслей и чувств. Наоборот, подчеркнутое уважение к переживанию ребенка помогает ему быстрее это пережить и подобрать слова к тому, что с ним происходит. Например: «Ты так сильно боишься, что можешь заболеть. Давай расскажу тебе, как мы можем защитить себя и друг друга».

Вот примеры вопросов, которые волнуют детей во всем мире в связи с ситуацией вокруг и советы по тому, как на них лучше ответить.

«Я заболею?», «Мои родители заболеют?» Это, пожалуй, наиболее пугающий детей вопрос. Пример успокаивающего и рационального ответа: «Мы стараемся сделать все для того, чтобы не заболеть».

Также ребенку важно узнать, что будет, если кто-то все-таки заболеет: «Мы будем стараться вылечиться и обратимся за помощью к врачам, которые нам помогут».

Нужно говорить себе и думать (этой же формуле научить детей): «не я могу заболеть или не заболеть», а «у меня может возникнуть, а может и не возникнуть болезнь». В первом случае уравнение: я = болезнь!

Во втором Я > болезни! Моё «Я» больше болезни! Это разное по эмоциональному ресурсу переживание опасности и психологической устойчивости.

«Когда я вернусь в садик/школу?» Несмотря на то, что многие дети рады оказаться дома вместо учебного заведения, есть и те, кто скучает и хотел бы поскорее вернуться. Расскажите, что такая изоляция — способ защитить детей и их близких, что вы следите за новостями, и он/она сможет вернуться в школу, как только это станет возможно.

«Почему я не могу поехать к бабушке с дедушкой или к друзьям?» Социальная дистанция — мера безопасности, из-за которой ребенок не может видеть большинство своих друзей и родственников. Это ограничение заметно расстраивает детей всех возрастов, и, к сожалению, мы не можем точно сказать, когда это закончится. Главный способ справиться — помочь детям научиться общаться с близкими другими способами. Например, через видеосвязь, телефон, скайп и др. Это поможет не превратить «дистанцирование» в «изоляцию» и поддерживать теплые отношения даже на расстоянии.

«Чем я могу помочь?» Возможно, это не тот вопрос, который зададут нам наши дети, но помощь другим людям — способ справиться с собственной тревогой и развить социальную ответственность. Подумайте вместе с ребенком, чем вы можете помочь окружающим.

«Когда это уже закончится?» Сложный вопрос и для взрослых. Скажите ребенку, что вы не знаете точного ответа, но очень много людей во всем мире стараются для того, чтобы это поскорее закончилось. Обсудите с ним, как будет устроена ваша жизнь, пока длится карантин, что изменится, а что останется прежним. Отдельный пункт — придумать интересные дела, которыми вы можете заняться дома в это время. Приятные дела, совместный поиск новых занятий и составление списка интересных идей — надежный способ преодоления беспокойства и страха.